Главная › Пресс-центр › Новости фонда

  • вернуться в раздел
  • версия для печати
  • отправить по почте
  • опубликовать в блоге
  • опубликовать в форуме

 

Новый шанс для новой администрации США: эксперты обсуждают возможности президента Обамы для улучшения российско-американских отношений

25 ноября 2008 года

24-го ноября 2008-го года в офисе нью-йоркского отделения Института демократии и сотрудничества состоялась дискуссия на тему «Российско-американские отношения и политика администрации Обамы». Помимо директора отделения Андраника Миграняна основными выступающими были Томас Грэм, экс-помощник президента Буша по России; учёный-международник, эксперт фонда «Новая Америка», профессор Раджан Менон и профессор Колумбийского университета, экономист Падма Десаи.

Открывая дискуссию Андраник Мигранян, отметил, что приход к власти нового американского президента в условиях острого экономического кризиса и серьёзных вызовов в международных отношениях создаёт новые возможности для улучшения отношений между Вашингтоном и Москвой. Он также подчеркнул, что, хотя основное внимание новой администрации будет сосредоточено на экономических проблемах, объявленный Обамой курс на многосторонний подход к решению международных проблем с особым пониманием был встречен в России.
Говоря о возможных сферах сотрудничества двух стран, Андраник Мигранян отметил, что если новая администрация будет действительно, как обещал Обама во время предвыборной кампании, выводить войска из Ирака и смещать основной акцент американской внешней политики с Ирака на Афганистан и Пакистан, то это полностью отвечает интересам России. В этом случае, по мнению политолога, Россия может использовать свои возможности, опыт и связи на Ближнем Востоке не только для стабилизации ситуации в Ираке, где противоборство шиитов, суннитов и курдов может привести к полномасштабной гражданской войне по мере вывода американских войск, но и для поддержания мира и стабильности в этом регионе. В Афганистане же Россия может помогать США также эффективно, как во время начала кампании против режима талибов в 2001-ом году.
Такое сотрудничество, подчеркнул Мигранян, сможет создать основу для продвижения и по другим направлениям, способствовать совместной политике по отношению к Ирану, партнёрству, направленному на поддержание международного режима нераспространения оружия массового уничтожения, сотрудничеству по вопросам глобального изменения климата и энергетической безопасности. По мнению Андраника Миграняна, лишь избирательное вовлечение Вашингтоном Москвы в решение отдельных вопросов, и политика сдерживания России по другим не отвечает требованиям новых реалий в мире.
Главное сегодня, по мнению Андраника Миграняна, уходить от мышления «холодной» войны. Например, на предвыборном сайте Обамы и Байдена был размещен призыв сократить энергетическую зависимость Европы от России. Такое недоверие к России не способствует улучшению отношений.
Комментируя сложившуюся ситуацию, Томас Грэм отметил, что, оценивая российско-американские отношения, необходимо иметь в виду динамизм происходящих сегодня в мире процессов, непредсказуемость последствий нынешних изменений, стремительность глобализации. Бывший советник президента Буша напомнил, что поставленная перед собой официальным Вашингтоном в начале 90-х годов цель – интеграция России в международную систему на условиях Запада – не была достигнута, а сейчас об этом не может быть и речи.
В качестве факторов, оказывающих негативное влияние на российско-американские отношения, эксперт назвал сосредоточенность дискуссии на европейских проблемах, что само по себе воспроизводит стереотипы мышления времён «холодной» войны. Куда важнее сегодня глобальное сотрудничество двух стран по ряду направлений, представляющих для США особенный интерес. Это ядерное нераспространение и терроризм, энергетическая безопасность и изменение климата, ситуация на Ближнем Востоке, положение в Восточной Азии, проблемы мировой экономики.
Грэм особенно подчеркнул важность формата и тональность диалога двух стран, важность деполитизации вопроса поставок российских энергоносителей в Европу. Также, по мнению американского эксперта, Вашингтону необходимо учитывать такие цели Москвы, как стремление России быть великой державой, сохранить своё влияние на постсоветском пространстве. США, по мнению Грэма, следует понимать, что в ближайшие годы для российского руководства приоритетной будет не амбициозная внешняя политика, а продолжение модернизации экономической и политической системы своей страны. Он также отметил, что администрация Джорджа Буша ещё успеет оказать большую услугу администрации Обамы, отказавшись от идеи запуска процесса вступления в НАТО Грузии и Украины. Том Грэм считает необходимым для Североатлантического альянса заняться формулированием новых целей и выработкой механизмов вовлечения России в их достижение.
Касаясь американского курса на глобальную поддержку демократии, Грэм отметил, что такая политика неизбежна для любой американской администрации, другой вопрос – какие средства будут избраны командой Обамы для её осуществления. При этом, по мнению Грэма, США не могут грубо вмешиваться во внутренние дела России, так как это может привести к противоположным результатам. Сегодня требуется, подчеркнул Грэм, прагматичная дискуссия по проблемам, волнующим обе страны (например, приток мигрантов, коррупция) и развитие признаваемых в обеих столицах каналов коммуникации. Для решения этих задач, по мнению Грэма, Институт демократии и сотрудничества может оказаться очень полезен.
Раджан Менон, обсуждая развитие российско-американских отношений в обозримой перспективе, предложил учитывать личность президента Обамы как очень трезвого, рационального и осторожного политика, что он уже успел доказать во время предвыборной кампании, воздерживаясь от радикально антироссийских заявлений. Менон согласился с Грэмом, что США не стоит делать слишком большой акцент на судьбе демократии в России, так как активное обсуждение этих вопросов способно вызывать негативную реакцию, рост неприязни к США.
По наблюдениям Менона, проблема сегодня состоит не только в том, что у двух государств много разногласий, а в том, что дискуссия сосредотачивается именно на этих разногласиях без особых надежд на компромисс. Эксперт высказался в пользу другой стратегии переговоров: приоритет следует уделять областям, где сотрудничество возможно и взаимно полезно. При этом решение задачи облегчается тем, что сегодня, по его мнению, «холодной» войны между двумя государствами всё-таки нет – не существует конкуренции идеологий в планетарном масштабе.
В качестве основных областей российско-американского сотрудничества Менон также назвал Афганистан и ситуацию вокруг ядерной программы Ирана. Что касается последнего вопроса, то учёный особенно отметил, что сейчас существует острый дефицит новых идей по поводу того, какую стратегию избрать международному сообществу по отношению к Тегерану – одних угроз санкций или попыток уговорить иранское руководство уже недостаточно. Российскому же руководству и экспертам Менон порекомендовал учитывать, что отношения с Москвой в ближайшем будущем будут находиться на периферии внимания администрации Обамы. Возможно, в этом кроется преимущество: такая пауза может способствовать снижению градуса полемики и спокойному поиску эффективных инструментов сотрудничества.
Участники семинара обратились к общественности, политикам и журналистам двух стран с призывом не драматизировать и без того непростые отношения, не выхватывать заявления российских и американских политиков из контекста, трактуя их так, чтобы вызвать «сенсацию». Дипломатам же и России, и США необходимо готовить политические шаги, учитывая то, как они могут быть восприняты общественным мнением. В этой связи американские участники дискуссии привели в качестве примера  обращение президента Медведева к Федеральному собранию на следующий день после победы Барака Обамы на выборах, в котором российский президент обещал разместить ракеты в Калининградской области в ответ на развёртывание американской системы ПРО в Европе. В этом случае не была просчитана в должной мере реакция экспертных, политических и общественных кругов в США.  Правильное по существу заявление оказалось неудачным по времени и тональности. Было отмечено огромное значение, которое имеют время и место подобных заявлений. В современном мире глобальных коммуникаций невозможно отделить внутреннего и внешнего потребителя любых заявлений.
Падма Десаи предложила американскому экспертному сообществу, журналистам и политикам большее внимание обращать на процессы внутри России. Ограничиваться лишь комментированием решений Кремля, по её мнению, недостаточно для того, чтобы понимать многомерные процессы, развивающиеся в сегодняшней России. По наблюдениям Дессаи, уже более сорока лет регулярно бывающей в СССР и России, более динамичным стало российское общество, улучшилась жизнь россиян. Совершенно не обязательно, что российская демократия будет следовать западным рецептам – россияне обладают потенциалом для того, чтобы самим организовать свою политическую жизнь по подходящим им демократическим стандартам.
При этом Падма Десаи не считает, что можно делать окончательные выводы о стратегии России на международной арене до тех пор, пока не прояснилось, насколько Россия удачно справиться с нынешним экономическим кризисом, какой Россия выйдет из него. Экономический фактор, по мнению профессора Колумбийского университета, особенно важен для понимания отношений России и Запада. Например, Десаи считает, что важную роль в улучшении российско-американских отношений может сыграть развивающееся взаимовыгодное экономическое сотрудничество России и европейских стран, которое построено на взаимовыгодном экономическом партнёрстве. Европейские союзники, Франция, Италия, Германия сегодня способны подтолкнуть Вашингтон к большему сотрудничеству с Москвой. Новой же администрации США необходимо признавать Россию в качестве равного партнёра и вести с ней переговоры, действительно желая достичь успеха.
Подводя итог дискуссии, Андраник Мигранян отметил, что нью-йоркское отделение Института демократии и сотрудничества должно стать площадкой, на которой эксперты двух стран будут постоянно вести конструктивный диалог. Россия осознаёт себя частью западной цивилизации и поэтому старается развивать и углублять свои отношения с Западом. Страна сосредоточена на собственном экономическом развитии, модернизации, а стремление к экспансии – лишь плод больного воображения некоторых западных наблюдателей. Смена же американской администрации создаёт сегодня все условия для более плодотворного диалога двух государств. Директор нью-йоркского отделения института подчеркнул, что для администрации Обамы отношения с Россией не будут находиться в центре внимания, и потребуется время для выработки нового формата отношений; Россия же должна воспользоваться этим временем для того, чтобы предложить свои соображения по новому формату мироустройства, виденье места США и России в нём в качестве держав, ответственных за поддержание международного мира и безопасности.

 

  • версия для печати
  • отправить по почте
  • опубликовать в блоге
« Институт Демократии и Сотрудничества начинает масштабный международный проект по изучению современной демократии  |  Пресс-конференция Некоммерческого фонда  «Институт демократии и сотрудничества» »