Главная › В фокусе

 

В фокусе

Встреча Анатолия Кучерены с представителями Парламентской Ассамблеи Совета Европы 23 марта 2010 года Андреас ГРОСС, Гиорги ФРУНДА, Божена Тереза НАШИЛО и Марин ТРЕВИЗАН, прелставители Парламентской Ассамблеи Совета Европы провели встручу с Анатолием КУЧЕР

В ходе встречи обсужались вопросы эффектвиности функционирвоания российского Парламента; роль и место Общественной Палаты в системе разделения власти в РФ возможность Анатолия Кучерены как адвоката совмещать свою профессиональную адовкатскую и общественно-политическую деятельность, а также   обмен международным опытом работы парламента (как функционирует парламент в европ.странах и его независимость от позиции государственного лидера и возможность самостоятельно осуществлять взаимодействие с гражданским обществом).
 
Проект резолюции. Российская Федерация присоединилась к Совету Европы 28 февраля 1996 года. При присоединении она обязалась соблюдать свои общие обязанности по Уставу Совета Европы, а именно - плюралистическая демократия, верховенство права и права человека и основные свободы для всех лиц, находящихся под ее юрисдикцией. Российская Федерация согласилась также выполнить в установленные предельные сроки ряд конкретных обязательств. Докладчики также отмечают, что Российская Федерация приняла новый уголовно-процессуальный кодекс и закон об альтернативной гражданской службе; существенно сократила число лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях; подписала Конвенцию о передаче осужденных лиц; ратифицировала договор о границе с Литвой и подписала такой договор с Эстонией. Из проблем были отмечены: сохраняющаяся террористическая угроза, связанная с конфликтом на Северном Кавказе, непрозрачная и незаконная приватизация, которая привела к установлению олигархического контроля над многими экономическими активами и ресурсами России, а также коррупция среди некоторых губернаторов, которые не были подотчетны ни федеральным органам, ни избравшему их населению. Ассамблея проявляет обеспокоенность политикой Путина , направленной на укрепление вертикали, а не горизонтали власти. + признает отсутствие плюралистической демократии ( т.е. наличие разных политических сил, способных конкурировать между собой , а также подвергать критике партию власти). + к этому были внесены изменения, наделяющие президента решающим влиянием на выборы губернаторов в регионах, кот. окажут воздействие на состав верхней палаты российского парламента - Совета Федерации, в обязанности которой входит контроль за работой федерального правительства и президента. Согласно «новому» законодательству, половина членов Совета будет назначаться региональными губернаторами, которые отбираются и могут быть в любой момент отстранены от должности самим президентом(!). Также у ассамблеи высывает беспокойство и непонимание создание такого органа, как Общественная палата, которой поручено "согласование интересов" граждан, неправительственных организаций и органов государственной власти,. Докладчики усматривают в этом шаге опять же создание одоп инструмента для укрепления вертикали власти, так каким не понятна сама необходимость наличия данного органа и его роли, которую обычно осуществляют избранный демократическим путем плюралистический парламент, с одной стороны, и подлинно независимое и свободно действующее гражданское общество - с другой.
Ассамблея рекомендует нам незамедлительно ратифицировать Протокол № 6 к Европейской конвенции о правах человека.( отмена смертной казни). в отношении рассмотрения соседних и других стран региона в качестве зон особого влияния, и прекратить такие виды деятельности, как выдача российских паспортов жителям грузинских регионов Абхазии и Южной Осетии, что может, прямо или косвенно, подрывать суверенитет и территориальную целостность этих стран(!!). Во- первых, я заметила, что по многим пунктам нас не просят, а нам указывают как и в какие сроки мы должны выполнить и ратифицировать документ ( «незамедлительно ратифицировать», «безоговорочно сотрудничать с Европейским судом», «незамедлительно прекратить притеснение» и т тд). Для конструктивного диалога данный тон неприемлем!. Потом по Ю. Осетии и Абхазии: эти территории называются в докладе «грузинскими территориями», то буквально в конце этого же предложения о них говорится, как о странах, чью целостность и суверенитет мы подрываем путем выдачи российских паспортов! Непонятны 2 вещи: взаимосвязь между этими событиями и  по какому праву парламентская ассамблея, являющаяся консультативным органом высказывает такие резкие и неоднозначные суждения по данному вопросу. Дальше, относительно  возвращения культурных ценностей и прочей собственности, ( опять же !) затребованной государствами-членами Совета Европы, нам предписано продолжать усилия. Здесь особенное внимание наши партнеры уделяют возвращению архивов, вывезенных в Москву в 1945 году.
 Также «Ассамблея желает подчеркнуть, что российское руководство должно не только значительно ускорить выполнение остающихся обязательств, но и скорректировать курс ряда проводимых в последнее время политических, законодательных и административных реформ».
II. Проект рекомендации.
1 поощрять российские власти к укреплению сотрудничества с Советом Европы в целях обеспечения полной совместимости российских законов и практики с принципами и стандартами Организации.
2 . предложить властям Российской Федерации предоставить для экспертной оценки Советом Европы, в частности, любой законопроект, касающийся реформы прокуратуры, федеральной службы безопасности, создания организации общественного вещания, пересмотра законов о религиозных организациях и альтернативной военной службе и т.д
Второй пункт вызывает недоумение. Неужели  Совет Европы полагает , что Россия, будучи суверенным государством с такой богатой историей и культурой, опытом обширной и разносторонней дипломатической деятельности, уникальными природными ресурсами и народонаселением и осознании своей особой роли или миссии, если хотите, не в состоянии сама проводить внешнюю и внутреннюю политику, не нуждаясь в консультациях и согласованиях своей концепции развития  даже с таким уважаемым и влиятельным органом , как Совет Европы.
Теперь сам доклад.
I. ОБЗОР ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С СОВЕТОМ ЕВРОПЫ. . В 1989 году Председатель Верховного Совета тогдашнего СССР Михаил Горбачев в своем выступлении в Парламентской Ассамблее изложил концепцию Совета Европы как "общего европейского дома".  14 января 1992 года Бюро Ассамблеи, констатировав, что мандат специально приглашенной делегации Верховного Совета СССР утратил силу в результате прекращения существования Советского Союза, предоставило статус специально приглашенного российскому парламенту (тогда еще называвшемуся Верховным Советом). 7 мая 1992 года Российская Федерация обратилась с просьбой о вступлении в Совет Европы. В январе 1995 года Президент Российской Федерации Ельцин, премьер-министр Черномырдин, Председатель Совета Федерации Шумейко и Председатель Государственной Думы Рыбкин подписали письмо с приложением меморандума, в котором давались разъяснения по ряду вопросов, поднятых содокладчиками Ассамблеи по вопросу вступления . Эти пункты были затем воспроизведены в перечне официальных обязательств, содержащемся в Заключении №193 (1996) В этом письме высшее политическое руководство Российской Федерации обязалось "полностью соблюдать" обязательства, вытекающие из членства в Совете Европы. В связи с конфликтом в Чеченской Республике и неизбирательным и несоразмерным применением силы российскими военными Ассамблея 2 февраля 1995 года приостановила процедуру принятия заключения на просьбу России о членстве в Совете Европы. Процедура была возобновлена в сентябре 1995 года.  вслед за соглашением о прекращении огня от 30 июля 1995 года, положившим конец военным действиям в первом чеченском конфликте. 25 января 1996 года Ассамблея приняла Заключение №193 на просьбу России о вступлении в члены Совета Европы, проложившее путь к принятию страны в Совет 28 февраля 1996 года. В тот же день Ассамблея создала.  специальный комитет по Чечне, с тем чтобы "вести наблюдение за ситуацией и откликнуться на просьбу России о содействии предложениями, которые согласовывались бы с Рамочной конвенцией Совета Европы о защите национальных меньшинств и были бы приемлемы для обеих сторон". Настоящий доклад является третьим по счету - после информационного доклада от июня 1998 года и полного доклада от апреля 2002 года - докладом о соблюдении Российской Федерацией ее обязанностей и обязательств.
а.  Недавние реформы, инициированные президентом Путиным
1. 13 сентября 2004 года президент Путин объявил о своем намерении кардинально реорганизовать систему исполнительной власти в стране. В связи с этим "необходимо совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России", а "высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства". +заявил о своем намерении ввести пропорциональную систему выборов в Государственную Думу и создать "общественную палату" для "проведения общественной экспертизы ключевых государственных решений и прежде всего законопроектов".
2. 29 сентября президент внес проект закона с поправками в Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Государственная Дума приняла этот Закон в первом чтении 29 октября 2004 года и в последнем чтении 3 декабря (Совет Федерации утвердил его 8 декабря). Президент подписал Закон 11 декабря 2004 года.
3. 8 апреля 2005 года Государственная Дума приняла в последнем чтении (предстоит рассмотрение в Совете Федерации) поправки к Федеральному закону об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации, предоставив тем самым право властям субъектов Федерации определять способ избрания руководителей местных органов власти (мэров).
4. Наиболее серьезная обеспокоенность относится к последствиям нового закона для верхней палаты российского парламента – Совета Федерации. В данный орган, основной задачей которого является наблюдение и контроль за работой федеральной исполнительной власти и, в частности, Президента, входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - один от законодательной, один от исполнительной власти. По новому закону половина депутатов, отвечающих за контроль над деятельностью Президента, будут назначаться высшими руководителями исполнительных органов, которые в свою очередь назначаются – и могут в любой момент быть уволены - самим Президентом! принятие законопроекта делает необходимым реформирование состава Совета Федерации ради сохранения принципа разделения властей. Здесь я согласна, так как это действительно странно, когда чиновники, обязанные контролировать деятельность президента, подконтрольны этому же президенту.
5. в декабре 2004 года Государственная Дума приняла в последнем чтении, и Президент подписал поправки к Закону о политических партиях, которые предусматривают увеличение числа членов, необходимого для регистрации политической партии, с 10 до 50 тысяч человек. Согласно законопроекту партии должны иметь отделения численностью не менее 500 членов более чем в половине из 89 субъектов Российской Федерации и отделения с количеством членов не менее 250 в остальных субъектах (вместо 100 и 50 членов соответственно согласно предыдущей редакции). Для того чтобы баллотироваться на выборах в Думу в 2007 году, политические партии должны будут зарегистрировать минимальное число членов до 1 января 2006 года.
6. Создание общественной палаты. 13 сентября 2004 года Президент Путин высказал предложение о создании "общественной палаты, которая должна стать местом проведения общественной экспертизы тех ключевых государственных решений и прежде всего законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны, которые имеют общенациональное значение". Президент представил соответствующий законопроект 8 декабря 2004 года, предлагая учредить новый консультативный орган, в состав которого войдут 126 беспартийных представителей всероссийских и региональных НПО. Задача Палаты – это «обеспечение координации интересов» граждан, НПО и государственных органов власти, в том числе и путем анализа проектов федеральных и региональных законов, других законодательных актов и путем общественного контроля над деятельностью исполнительной власти. Президент России назначит первых 42 членов Общественной палаты, которые затем кооптируют еще 42 члена – представителей общенациональных НПО и, наконец, 84 члена выберут 42 представителей региональных НПО. Деятельность Общественной палаты будет финансироваться из федерального бюджета. Члены Палаты будут получать «компенсацию» за свою работу из бюджета. Уже 22 декабря 2004 года законопроект был принят в первом чтении, 18 февраля 2005 года - во втором, и последнее чтение состоялось в марте. Президент подписал Закон 4 апреля.
II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. негативные аспекты:  многие инфраструктуры базовых отраслей находятся в состоянии упадка, ощутимы серьезные потребности общества в их улучшении в таких секторах, как здравоохранение, жилищное строительство, транспорт и экология. Несмотря на появление среднего класса, значительная доля населения живет бедно. Более четверти населения живет за порогом бедности. Ухудшающиеся социальные условия – в совокупности с напряжением, возникающим в результате тяжелого экономического кризиса. Проблема безработицы ( по последним данным она составляет ( официально) 6,4 млн человек, в то время как численность экономически активного населения в феврале 2010г. составила 74,5 млн человек, или более 52% от общей численности населения страны).
D. Демографические тенденции. Официальные результаты переписи населения, проведенной в октябре 2002 г., содержали общий показатель населения страны 145,2 миллиона, впервые обнажив падение в уровне населения, которое в 1989 г. составляло 147 миллионов в пределах современных границ России. По данным Федеральной статистической службы, снижение численности населения продолжилось, и на 1 декабря 2004 года показатель сократился до 143,5 миллиона человек. По прогнозным оценкам Организации Объединенных Наций, основанным на учете последних демографических тенденций, к 2050 г. население России составит 101,5 миллионов человек, что указывает на ежегодное сокращение численности на 1 миллион. Демографы полагают, что рост продолжительности жизни остановился в 1960-х гг., на что указывают соответствующие показатели. Продолжительность жизни, которая в 1964 г. составляла 65,1 лет для мужчин и 73,6 – для женщин, с тех пор постоянно снижалась и в 2001 г. составила 59 лет для мужчин и 72,3 – для женщин. Уровень рождаемости на сегодня составляет 1,2 ребенка на одну женщину, т.е. 57% от уровня, требуемого для воспроизводства населения. На территории Российской Федерации проживает самое большое количество ВИЧ-инфицированных в регионе, составляющее по оценкам 860 000 (в диапазоне от 420 000 до 1,4 миллиона). Распространение ВИЧ/СПИД может иметь разрушительные последствия для российской экономики, резко изменив структуру населения страны. Рост валового внутреннего продукта может уменьшиться до 1 процента вследствие возросшего уровня смертности рабочей силы, в то время как увеличение расходов на здравоохранение для больных СПИДом может поглотить до 3 процентов ВВП. Население сегодняшней России, составляющее 144 миллиона, может снизиться вплоть до 100 миллионов при эпидемии СПИД средней тяжести, или до 97 миллионов к 2045 г. при наихудшем сценарии распространения эпидемии. Без учета последствий названного заболевания численность населения прогнозируется в 117 миллионов.
III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Основные направления :ядерная угроза, исходящая из  Ирана, расширение НАТО и Европейского Союза на Восток, урегулирование конфликта на Ближнем Востоке, Афганистан и яд других направлений. нормализация отношений с НАТО – оживление политического диалога и развитие практического сотрудничества. На первой после Кавказского кризиса 2008 года полноформатной министерской встрече Совета Россия-НАТО было принято решение о проведении совместного обзора общих вызовов и угроз безопасности в XXI веке. в рамках дальнейшего развития сотрудничества с НАТО по линии противодействия терроризму, прежде всего, в формате Совета Россия-НАТО (СРН), в Брюсселе состоялись экспертный семинар по вопросам защиты трубопроводного транспорта от террористических угроз с участием экспертов из столиц (июнь) и заседание Специальной рабочей группы СРН по террористическим угрозам безопасности в евроатлантическом регионе по тематике реагирования на террористические угрозы критически важным энергетическим инфраструктурам (октябрь) с участием представителей компетентных российских ведомств и частного сектора (ОАО «Лукойл»).
В рамках ОБСЕ при ведущем участии российской стороны в Вене были проведены семинар по вопросам укрепления государственно-частного партнерства в предупреждении использования некоммерческих организаций в целях финансирования терроризма (сентябрь) и семинар по проблематике укрепления партнерства государств и СМИ в противодействии терроризму (октябрь). Мероприятия внесли существенный вклад в адекватное насыщение антитеррористических решений очередного заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ (Афины, 1-2 декабря).
Укреплялось антитеррористическое сотрудничество с Евросоюзом. В ходе экспертных консультаций по контртерроризму в формате Россия – «тройка» ЕС (Брюссель, февраль и октябрь) состоялся углубленный обмен оценками состояния глобальных и региональных аспектов террористической угрозы на современном этапе. Стороны подчеркнули особую важность противодействия идеологии терроризма и его пропаганде, а также радикализации настроений в мусульманских сообществах, обсудили приоритеты дальнейшего эффективного взаимодействия России и ЕС в международных форматах.
В рамках антитеррористического взаимодействия по линии Совета Европы Россия поддерживала активное участие в работе Комитета экспертов по борьбе с терроризмом (КОДЕКСТЕР) – ключевого органа СЕ в данной области. При эффективном участии российских представителей Комитет продолжил работу по выявлению и заполнению пробелов в международном контртеррористическом законодательстве, по обмену информацией о национальных подходах в сфере антитеррора и соответствующими аналитическими оценками, в частности, по вопросам борьбы с кибертерроризмом, противодействия вербовке в террористические группировки.
По СНГ. Углубление интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств оставалось приоритетным направлением внешней политики России. Состоялось очередное заседание Совета глав государств-участников СНГ (Кишинев, октябрь), два заседания Совета глав правительств (Астана, май; Ялта, ноябрь) и два заседания Совета министров иностранных дел Содружества (Ашхабад, апрель; Кишинев, октябрь).
Мировой финансово-экономический кризис побудил страны СНГ к поиску совместных мер и механизмов противодействия его негативным последствиям. Приступило к работе постоянно действующее совещание министров финансов государств-участников СНГ, итогом деятельности которого на данном этапе стала подготовка проекта Плана по реализации совместных мер государств-участников СНГ по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса на 2009-2010 годы.
В 2009 году завершено формирование договорно-правовой базы Таможенного союза (ТС) «тройки» членов ЕврАзЭС в составе Белоруссии, Казахстана и России, что позволило запустить деятельность ТС с 1 января 2010 года. Приступил к работе наднациональный орган ТС – Комиссия Таможенного союза. Приняты Таможенный кодекс ТС, Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС, Единый таможенный тариф, Единая система мер нетарифного регулирования и Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами ТС в торговле с третьими странами, со сроком вступления в силу с 1 января 2010 года. Принято решение о начале функционирования единой таможенной территории ТС с 1 июля 2010 года.
Сделан очередной шаг по обеспечению следующего, после Таможенного союза, интеграционного этапа – 19 декабря в Алма-Ате на неформальной встрече лидеров государств «тройки» утвержден план по созданию Единого экономического пространства Белоруссии, России и Казахстана. Налажена работа по его реализации. проводилась линия на укрепление Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и ее дальнейшую трансформацию в многофункциональную структуру в сфере обеспечения безопасности. В целях усиления инструментария ОДКБ в сфере реагирования на угрозы безопасности государств-членов принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Соглашение о КСОР ОДКБ подписано на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ 14 июня. Силы предназначены для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
То есть как видно из всего выше сказанного , мы не собираемся отказываться от своей концепции развития отношений с так называемыми «зонами особого влияния» ( термин «ближнее зарубежье»).
Местная и региональная демократия. . Реформа федерализма и местного самоуправления, инициированная Президентом Путиным в 2000 году путем создания федеральных округов и реформирования Совета Федерации, продолжилась в 2003 году, когда были приняты два новых федеральных закона в этой области, и приступила к работе комиссия под председательством Дмитрия Козака. Сразу после вступления в должность президента 7 мая 2000 года, Владимир Путин осуществил важную реорганизацию федеральной администрации и отношений Федерации с регионами (или субъектами Федерации) Он с самого начала продемонстрировал свое желание обеспечить целостность федерального государства, создав 7 федеральных округов (в дополнение к 89 регионам), в каждый из которых вошло от 6 до 18 регионов: Центральный (Москва), Северо-западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Волжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск) и Дальневосточный (Хабаровск), и назначив в данные округа своих полномочных представителей. Их главной задачей было, прежде всего, обеспечение правового единства, путем содействия внесению поправок субъектами Федерации в региональное законодательство с целью приведения его в соответствие с федеральным законодательством.
Произошло изменение состава Совета Федерации. С изданием Закона от 5 августа 2000 года, руководители органов исполнительной власти и председатели региональных законодательных собраний лишились своих мест в Совете Федерации, в который с того момента от каждого субъекта Федерации стал входить один представитель, назначенный руководителем органа исполнительной власти и один представитель, назначенный законодательным собранием. Губернаторы и руководители республик получили места в Государственном совете – консультативном органе под председательством Президента Российской Федерации, учрежденном Указом №1602 от 1 сентября 2000 года.
Плюрализм СМИ. Докладчики констатируют, что плюрализм и независимость средств массовой информации в Российской Федерации не достаточно гарантированы, что оказывает воздействие на функционирование демократии в стране. ( пример НТВ и др источников).
Гражданское общество. Ассамблея (в пункте 9 Заключения №193) подчеркнула необходимость обратить особое внимание на поддержку и укрепление неправительственных организаций в области прав человека и создания гражданского общества. В докладе подчеркивается, что международно-известные организации, как «Мемориал», Московская Хельсинская группа и Комитет солдатских матерей России заслуживают нашего полного признания и поддержки.
Ассамблея подчеркивает, что их обеспокоенность вызывает заявление Президента Путина, сделанное им в ходе его ежегодного послания Совету Федерации 26 мая 2004 года. В своем выступлении Президент России заявил: «В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов. Для других - обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. При этом острейшие проблемы страны и ее граждан остаются незамеченными. Должен сказать, что когда речь идет о нарушениях фундаментальных и основополагающих прав человека, об ущемлении реальных интересов людей - голос подобных организаций, подчас, часто даже не слышен. И это неудивительно: они просто не могут "укусить руку", с которой кормятся. Разумеется, подобные примеры не могут быть для нас поводом для обвинений гражданских объединений в целом. Думаю, что подобные издержки неизбежны и носят временный характер».
Омбудсмен. Должность Омбудсмена совершенно новая в России, она была введена в 1997 году по рекомендации Ассамблеи, когда Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», который ввел должность федерального Уполномоченного по правам человека или Омбудсмена. Первый Омбудсмен, Сергей Ковалев, который являлся членом Думы. Дальше Был Миронов. 13 февраля 2004 года Олега Миронова сменил Владимир Лукин. 1 сентября 2009 года учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. 1 сентября 2009 года— 29 декабря 2009 года, Алексей Иванович Головань. С 30 декабря 2009 года, Павел Алексеевич Астахов.
Комиссия по правам человека при Президенте РФ. соответствии с конституцией Российской Федерации, Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Для того, чтобы содействовать ему при работе с правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами и общественными организациями были учреждены консультативные органы при Президенте. Это совещательный и консультативный орган, призванный оказывать содействие Президенту РФ в реализации им конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина. Комиссия: а) осуществляет сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, содержащейся в обращениях граждан и общественных объединений, в сообщениях средств массовой информации; б) проводит специальные исследования, составляет общие ежегодные и специальные доклады о соблюдении прав человека и гражданина и направляет их Президенту РФ; в) осуществляет подготовку проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; г) рассматривает направленные непосредственно в Комиссию обращения граждан, учреждений и организаций, содержащие информацию о фактах систематических нарушений прав и свобод; д) проверяет информацию о случаях нарушений прав и свобод, а также об отдельных фактах ущемления прав человека и гражданина, представляющих особую общественную опасность, и др. Для выполнения возложенных на нее задач Комиссия наделена значительными правами.
Судебно-правовая реформа
Сегодня у нас крайне низкий процент оправдательных приговоров  ( меньше 1 %) !. то есть вся наша судебная система настроена на то, чтобы «закрыть» человека. Это недопустимо Необходимо формировать новую концепцию, где гражданина помещали бы в тюрьму тогда , когда он реально опасен для общества. Постановление Правительства Российской Федерации было принято  21 сентября 2006 г. N 583 о федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России"на 2007-2011 годы». Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики. Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия. Реализация федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы. Были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры и меры, обеспечивающие защиту прав личности и доступность правосудия. Так, в целях повышения доступности правосудия существенно увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов общей юрисдикции и арбитражных судов, создана мировая юстиция, значительно повышена оплата труда судей. Решается проблема обеспечения судей служебными помещениями, а также улучшения материально-технического обеспечения судов и повышения уровня их информатизации. В то же время многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы, разрешить не удалось. Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов. Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий.
Существующая закрытость судебной системы не является отражением целенаправленной политики судов. Напротив, суды стремятся стать прозрачными для общества. Проблема состоит в том, что обеспечение открытости правосудия требует значительных финансовых затрат, в частности, для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. отмечалось, что при отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно. Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого и неэффективного рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качества.
Имеются недостатки в организации деятельности судей. Нередко судьям приходится выполнять функции, которые без ущерба для качества работы могли бы быть делегированы помощникам и специалистам. Уровень обеспеченности судов зданиями и их оснащенности не позволяют создать необходимую для внедрения информационных технологий инфраструктуру .Здания судов не предполагают разделения на присутственные (залы судебных заседаний) и служебные зоны (кабинеты судей и работников аппарата), что не позволяет обеспечить безопасность лиц, причастных к осуществлению правосудия, в случае открытия суда для свободного доступа. Многие здания судов не имеют приспособленных для судебных заседаний залов. Часть помещений в зданиях судов занимают подразделения Федеральной службы судебных приставов. Это существенно ограничивает доступность правосудия. В соответствии с законодательством Российской Федерации материальное обеспечение судьи, в том числе предоставление ему достойного жилья за счет средств федерального бюджета, является одной из гарантий независимости судей. Между тем большое количество судей, а также работников аппаратов судов в настоящее время не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий. Уровень принудительного исполнения судебных актов не превышает 52 процентов. Неэффективная система исполнения судебных решений отрицательно влияет на работу судебной системы по рассмотрению и разрешению споров. Предусмотренная Программой система мер направлена на совершенствование системы исполнения судебных актов. Необходимость комплексного решения проблем, связанных с реформированием и развитием судебной системы, а также системы исполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловлена объективными причинами, в том числе:
• большим значением эффективной работы органов правосудия для построения демократического правового государства;
• тесной взаимосвязью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;
• сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию;
• многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов и мероприятий.
Пенитенциарная система РФ.
1. Европейские пенитенциарные правила 2006 г. внесли существенные изменения и уточнения в международные стандарты обращения с осужденными с учетом накопленного в разных странах опыта. В нынешнем виде они стали более приемлемы, уйдя от жесткой регламентации тех или иных положений. Стало больше норм, рекомендующих более полно учитывать национальное законодательство. Это особенно важно для тех стран, которые в качестве базовых используют несколько иные морально - нравственные ценности, нежели те, что закреплены в данных Правилах. С другой стороны, необходимо иметь в виду и различный концептуальный подход при формировании правовой системы того или иного государства. Так, в преамбуле Правил базовым элементом кроме Конвенции по защите прав и основных свобод человека указывается еще и прецедентное право Европейского Суда по правам человека. Но Российская уголовно - правовая доктрина (как и большинство развитых Европейских стран) не признает судебный прецедент источником права, поэтому неизбежны будут разночтения между содержанием тех или иных норм Европейских пенитенциарных правил и национальным законодательством тех или иных стран. На это обстоятельство необходимо обратить особое внимание с тем, чтобы избежать разночтений, кривотолков и даже обвинений в нежелании или игнорировании тех или иных положений Правил. В этой связи следует приветствовать требование Правил о необходимости постоянно модернизировать и соблюдать общие принципы своей (национальной) уголовно-исполнительной политики.
2. Социальная работа в учреждениях уголовно-исполнительной системы признается важнейшим элементом успешной ресоциализации осужденных. Пенитенциарные правила этому вопросу посвящают достаточно много внимания, по существу эта идея проходит красной чертой по всему их содержанию, начиная с норм о порядке поступления осужденных в исправительное учреждение, их размещения, организации питания, медицинского обслуживания, организации режима и до освобождения. При этом поощряется участие осужденных в планировании собственных программ коррекционной работы.
Борьба с коррупцией, отмыванием нелегальных средств и торговлей людьми.
коррупция является одной из наихудших бед, постигших российское общество. Согласно результатам опроса, в России 75% респондентов считают правоохранительные ведомства нечестными. И это проблема не только и не сколько правоохранительных органов. Коррупция присутствует во всех сферах жизни российского общества и обороты ден. Средств, обращающихся по серым и черным схемам. Коррупция, организованная преступность и отмывание незаконных доходов представляют основное препятствие развитию демократии и верховенству права, без которых невозможно уважение основных прав человека. Устранение этого препятствия должно проводиться комплексно, на основе политической приверженности к данному курсу и надежного законодательства, а также включать правоохранительный компонент, превенцию и участие общественности.
Права человека. Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин неоднократно высказывал свою глубокую озабоченность по поводу положения с правами человека в России. Одной из проблем России он называет: «рост политического экстремизма, проявляющегося в разжигании социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, распространении идей фашизма». Согласно докладу Лукина, в России стали все более частыми нападения на людей другого цвета кожи и вероисповедания, что является нарушением основополагающих прав человека. Он также подчеркивает, что такие преступления должны наказываться в судебном порядке. Игнорирование таких конфликтов может привести к еще более бурной эскалации межэтнических конфликтов. .В докладе по итогам 2005 года. Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин выразил особое беспокойство ситуацией с социально-экономическими правами: К проблемам, которые существовали все прежние годы и были связаны с кризисным финансово-экономическим положением страны (низкий уровень заработной платы и пенсий, проживание значительной части населения «за чертой бедности», трудности в обеспечении достойным жильем, медицинским обслуживанием и так далее), добавились новые, связанные с непродуманным и поспешным введением пакета социальных реформ. Намеченный переход к 100-процентной оплате жилищно-коммунальных услуг населением уже сейчас вызывает растущую тревогу и озабоченность миллионов людей. Еще одним источником беспокойства остаются перегибы и недочеты пенсионной реформы. Свой «вклад» в стимулирование социальной напряженности вносит постоянный рост цен на бензин и продукты питания. В самостоятельные и при том чрезвычайно острые проблемы превратились коррупция в правоохранительных органах, а также участившиеся случаи бесчеловечного, унижающего человеческое достоинство обращения их сотрудников с гражданами. Сохраняются проблемы, связанные с недостаточной эффективностью судебной системы, положением отдельных, наименее социально защищенных групп населения: детей, пенсионеров, военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы и в психиатрических лечебных учреждениях. Несмотря на вполне предсказуемые трудности роста, все более заметную роль в отправлении правосудия играют суд присяжных и мировые судьи. Пусть медленно и со скрипом, но все же изменяются к лучшему условия содержания в следственных изоляторах. Активнее развивается местное самоуправление, все больше россиян включается в движения конкретных гражданских инициатив. Более упорядоченными, эффективными, а, следовательно, и более справедливыми становятся условия приобретения российского гражданства.
 
В ходе встречи с делегатами ПАСЕ Анатолий Кучерена расскзал о механизме деятельности ОПРФ, ее роли и принципах функционирования, как нового института- посредника во взаимоотношениях между обществом и властью. Анатолий Кучерена подробно освятил события, происходившие в ОПРФ на протяжении 4 лет ее существования и констатировал,
что ОПРФ была создана не с целью укрепления вертикалив ласти, а действенно является  органом - медиатором при взаимодействии органов власти и гражданского общества, в следствие чего данный институт приобретает все большее значение и политических вес в жизни России